Profit

Font Size

SCREEN

Layout

Direction

Menu Style

Cpanel
Вы здесь: Главная Фондовый рынок Обучение Обязательное раскрытие информации

Обязательное раскрытие информации

Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 

СИСТЕМА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
ПРИНЦИП ПРОЗРАЧНОСТИ
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ РАСКРЫТИЕ СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
БАЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ
НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОСПЕКТА ЭМИССИИ АКЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙ
ФОРМАТЫ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭМИТЕНТАМИ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ О ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
ДОВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ДО МЕЛКОГО ИНВЕСТОРА


СИСТЕМА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Система раскрытия информации необходима для информированности участников рынка о действиях друг друга и принятия ими решений на основании реальных фактов. Инвестор предпочтет работать с организацией, которая в полной мере представляет информацию о финансовых промахах и успехах объектов предполагаемых инвестиций. Создание данной системы является важным элементом увеличения привлекательности отечественного рынка ценных бумаг.

 

ПРИНЦИП ПРОЗРАЧНОСТИ

Сутью принципа прозрачности является:

1)      Предоставление доступа к стандартизированной информации о методах управления, состоянии финансов и работе эмитентов, чьи ценные бумаги можно продать или приобрести на открытом рынке;

2)      Степень предоставления широкой публике информации о торговых сделках(котировках, ценах и объемах) непосредственно после завершения торговой сделки или выставления котировки.

 «Полностью» прозрачным можно назвать рынок, который в режиме реального времени открывает следующую информацию о ценной бумаге:

размер и цена торговой сделки: твердые котировки в характерных величинах и неисполненные (открытые) неисполненные  распоряжения (приказы) клиента с указанием ограничений по наилучшей цене продажи и покупки и вне пределов данных котировок (прозрачность «до заключения сделки» (transparency, “pre-trade”);

объем и цена всех завершенных сделок на рынках, которые торгуют этой ценной бумагой.

 По большей части осуществление обязательного раскрытия информации о компании происходит посредством требования публичного доступа и регулирования метода использования и формы таких документов: регистрационная информация и  учредительные документы, проспект эмиссии или иные документы по эмиссии, заявки на проведение листинга ценных бумаг на внебиржевых торговых рынках и биржах, обращения к акционерам за доверенностями, связанными с ежегодными собраниями акционеров, финансовая отчетность, подготовленная по стандартам бухгалтерской отчетности и проверенная аудиторами. Крупнейшие компании в большинстве своем, добровольно раскрывают информацию при общении с акционерами (годовой отчет и т.д.).

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ РАСКРЫТИЕ СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Основными функциями обязательного раскрытия  стандартизованной информации, обо всех организациях, чьи акции обращаются на рынке, являются:

предоставление инвесторам необходимой для принятия решения информации, благодаря чему увеличивается объем инвестиций и возрастает эффективность рынка;

снижение затрат на получение информации об эмитентах;

предоставление возможности для осуществления инвестиций зарубежным и российским инвесторам, ограниченным строгими стандартами инвестирования, запрещающими инвестировать в организации, не раскрывающие информацию о себе в регулярном порядке;

защита инвесторов от мошеннических действий, препятствие использованию конфиденциальной информации инсайдерами, разрешение проблемы конфликта интересов, посредством предоставления общественного контроля действий руководства предприятия;

повышает конкуренцию между компаниями, за счет раскрытия информации о компаниях и оценки их достижений, что ведет к увеличению  эффективности рынка;

защита кредиторов и клиентов организаций, обязанных раскрывать финансовую информацию;

повышение ответственности и добросовестности руководства компаний.

Для того чтобы побудить руководителей компаний раскрыть информацию существует, как минимум два фактора – «законодательный» и «инвестиционный».

Приватизация привела к тому, что в России было организовано более 30000 ОАО. Для успешной конкуренции с зарубежными производителями, требуется постоянная модернизация оборудования и технологий. Потребность в инвестициях в данные направления стимулирует руководство организаций раскрывать информацию.

 

БАЗОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ

Базовые документы, которые устанавливают требования по обязательному раскрытию информации, это законы «О рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах». Под раскрытием информации подразумевается «обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение».

Ст.92 Закона «Об акционерных обществах» обязывает общества открытого типа предоставлять в СМИ, доступных всем акционерам этого общества, бухгалтерский баланс, годовой отчет, счет убытков и прибылей.

В главе 7 описаны требования к раскрытию текущей информации эмитентом ценных бумаг, владельцем ценных бумаг и профессиональным участником РЦБ.

В соответствии со ст.30 Закона «О рынке ценных бумаг» ежеквартальный отчет (включая финансовую отчетность за три последних года и на конец завершенного отчетного квартала) направляется в ФКЦБ РФ либо иной государственный орган, уполномоченный ею, владельцам эмиссионных бумаг эмитента предоставляется по требованию, за плату, которая не должна превышать накладные расходы по изготовлению брошюры.

Также ст.30 Закона «О рынке ценных бумаг» обязывает эмитента предоставлять в ФКЦБ РФ либо другой орган, уполномоченный ею, предоставлять в печатных СМИ информацию о существенных действиях и событиях, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности эмитента (сведения о выпуске ценных бумаг, реорганизация эмитента, изменениях в списке акционеров, владеющих более чем 20%процентами уставного капитала, выплаченных и начисленных доходах по ценным бумагам и т.п.)

В соответствии со ст. 16 Закона «О бухгалтерском учете» (№129-ФЗ от 21.11.96г.), акционерные общества открытого типа, банки, и иные кредитные организации , биржи , страховые организации, инвестиционные и другие фонды, созданные за счет государственных, общественных и частных средств (взносов), должны ранее 1 июня года, следующего за отчетным публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. Понятие публичности, предполагает размещение бухгалтерской отчетности в СМИ, доступных заинтересованным лицам, или распространении в их среде буклетов, брошюр и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность.

Механизмы обязательного раскрытия информации урегулированы иными нормативными актами, в первую очередь постановлениями ФКЦБ РФ. Основное направление политики ФКЦБ в этой части это расширение объема информации, предоставляемой в проспектах эмиссий для открытого размещения новых ценных бумаг, до международных стандартов. Одной из важнейших задач контроля со стороны ФКЦБ, является не только объем информации и регулярных отчетов, но и достоверность предоставленной информации.

Постановлением ФКЦБ РФ от 07.05.96 г. установлено, что при публичном размещении облигаций и других ценных бумаг АО обязано публиковать всю информацию о размещении в «Приложении к Вестнику ФКЦБ» и определены объем и сроки предоставляемой информации.

В Постановлении ФКЦБ РФ #9 от 07.05.96 г. определена информация, подлежащая ежегодной публикации в качестве дополнения к требованиям ст.92 Закона «Об акционерных обществах» соотношение размера уставного капитала и стоимости чистых активов, данные о реестродержателе и количество акционеров.

В «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной Указом Президента России от 01.07.96 г. #1008, определено, что одна из основных задач государства в области развития рынка ценных бумаг -  это повышение уровня информационной прозрачности рынка.

 

НОВЫЙ ФОРМАТ ПРОСПЕКТА ЭМИССИИ АКЦИЙ И ОБЛИГАЦИЙ

С использованием опыта первых эмиссий ценных бумаг отечественными предприятиями и зарубежного опыта ФКЦБ РФ был разработан и утвержден новый формат проспекта эмиссии облигаций и акций. Объем информации, которую требуется указать в проспекте эмиссии, позволяет потенциальным инвесторам правильно оценивать рискованность и доходность вложений в новые ценные бумаги. В сентябре 19996 г. постановлением ФКЦБ РФ #19 были приняты «Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспект эмиссии». В феврале 1997 г. постановлением #8 утверждены «Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций», они замени ли действующую ранее Инструкцию Минфина #2 от 03.03.1992 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации».

В марте 1997 года, было принято решение, что к 202 крупнейшим эмитентам России будут предъявляться более жесткие требования по обязательному раскрытию информации, в первую очередь в отношении данных о финансово-экономической деятельности и рекламы эмиссии. Вторичные эмиссии данных эмитентов должны регистрироваться не в Министерстве финансов, а в ФКЦБ (департамент регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг и региональные отделения), эмиссии остальных организаций в территориальных отделениях ФКЦБ. Это решение опирается на нормы Закона «О рынке ценных бумаг», постановления  Правительства России #119 «Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» и оформлено в распоряжении ФКЦБ #60-р «О государственной регистрации выпусков ценных бумаг».

 

ФОРМАТЫ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭМИТЕНТАМИ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Также ФКЦБ России занимается разработкой форматов и порядка предоставления эмитентами ежеквартальной отчетности, сообщений о существенных действиях и событиях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, осуществляет действия направленные на создание электронной базы данных для раскрытия информации об эмитентах (проспектов эмиссии, ежеквартальных отчетов и т.п.), ориентируясь на структуру базы данных по публичным компаниям EDGAR, действующей в США с 1992 г. Данные действия направлены на то, чтобы ФКЦБ регулярно получало информацию от российских эмитентов и обеспечивало ее распространение, среди акционеров и потенциальных покупателей ценных бумаг на вторичном рынке, что позволит им произвести оценку инвестиций в ценные бумаги каждой конкретной организации.

Необходимо, чтобы раскрываемая информация была достаточной для принятия решения инвесторами и предоставлялась в доступной для понимания форме. Однако российская финансовая отчетность не предназначена для широких масс, а только для специфических целей статистических и налоговых органов. ФКЦБ и Минфин работают по приближению российской финансовой отчетности к международным стандартам. Для эффективного распространения информации требуются и соответствующие технические условия.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Кроме увеличения требований к раскрытию информации требуется ужесточить и законодательно определить ответственность за укрытие информации. Тем не менее , данные меры, тоже окажутся недостаточными, необходимо, чтобы сами собственники (менеджеры)осознали преимущества открытия информации для привлечения инвестиций.

 

ИНФОРМАЦИЯ О ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ

Относительно информации о торговых операциях, можно сказать следующее. В 1993-1996 годах большинство сделок по покупке/продаже ценных бумаг осуществлялось на внебиржевом рынке, учет операций и технические средства для объявления котировок на покупку и продажу отсутствовали. Если котировки и выставлялись в какой-либо системе, то в лучшем случае они были индикативными (информационными). В мае 1995 года создание РТС ( и введение твердых котировок) позволило заметно возрасти объему информации. Существенным сдвиг в данной сфере произойдет, когда предусмотренный постановлением ФКЦБ РФ от 09.01.1997 N 2

«О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг»,Технический центр раскрытия информации реально заработает.

Закон «О рынке ценных бумаг» (глава 7) обязывает профессиональных участников рынка ценных бумаг раскрыть общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих бумаг, имеющуюся у него при предложении и/или объявлении цен продажи и/или покупки ценных бумаг, или сообщить, что такой информацией не обладает. Закон не предусматривает отчетов о котировках или торговых сделках (исключая сделки с большими объемами одного вида бумаг) от участников рынка.

С февраля 1996 г все заинтересованные лица могут ознакомиться с нормативной информацией по рынку ценных бумаг, сведениями о выданных лицензиях и другой информацией о депозитариях, регистраторах, специализированных депозитариях, управляющих компаниях ПИФов и др. на интернет-сервере ФКЦБ РФ.

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Постановление ФКЦБ России от09.01.1997 г. №2 «О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг», определяет систему раскрытия информации как техническую систему сбора информации и обеспечения доступа к ней.

Система раскрытия информации основывается на введении Технического центра раскрытия информации.

В положении предусмотрено присутствие в системе раскрытия информации следующих участников:

ФКЦБ РФ создает систему раскрытия информации, и также является раскрывателем своей информации (в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг») и использует эту информацию своими аналитическими службами;

иные регулирующие органы участвуют в создании системы раскрытия информации и сами являются потребителями и раскрывателями этой информации;

раскрыватели информации (СРО , регулирующие органы , профессиональные участники рынка, инвесторы, эмитенты,);

«информационные агентства» являются непосредственными клиентами Технического центра раскрытия информации, имеющие доступ к «сырому» потоку раскрываемой информации. Информационные агентства повышают стоимость информации (улучшают формат, добавляют информацию, предоставляют функции поиска, вычисляют дополнительные значения и т.д.) и осуществляют непосредственное донесение этой информации до потребителей;

«аналитики» потребляют информацию: аналитические службы регуляторов рынка, профессиональных участников, общая и специальная пресса, консультанты, отдельные интересующиеся из числа мелких инвесторов;

 мелкие инвесторы.

 

ДОВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ДО МЕЛКОГО ИНВЕСТОРА

Из данной схемы следует, что целый ряд участников системы раскрытия информации, принимает участие в доведении информации до мелкого инвестора. Основной идеей данной схемы является включение механизма конкуренции для максимального удовлетворения интересов инвесторов. Были приняты и другие крупные решения по организации системы раскрытия информации:

механизм исправления ошибок, внесения изменений и дополнений в раскрытую информацию разрабатывается на уровне Регламентов;

функционирование системы предоставления информации должно оплачиваться первичными пользователями.



По вопросам раскрытия информации о Вашей организации на сайте обращайтесь через форму обратной связи.

Яндекс.Метрика
Курсы валют
c 18.08.2018
Доллар США
66,8757 руб.
Евро
76,1848 руб.
10 Норвежских крон
79,0007 руб.
Вы здесь: Главная Фондовый рынок Обучение Обязательное раскрытие информации